Gogol in the city
Автор: admin ‡ Дата: 14th Октябрь 2010 ‡ Рубрика: Без рубрики, Санкт-Петербург ‡Невский проспект нужно бы по-хорошему прочувствовать пешком – это около пяти километров получится. Лучше, конечно, с хорошо знающими Питер людьми, их есть у меня. Нам, москвичам, увы, неведомо само понятие архитектурного ансамбля – а тут все завязано на першпективе, то есть на дороге , и чтобы оценить ее, нужно как раз по Невскому и прогуляться. Я советую сделать это, когда на улице почти никого нет, а именно ночью. Тем более, ведь всенепременно нужно посмотреть, как разводят мосты – так что в аккурат в час тридцать смотрите как разводят, скажем, мост Александра Невского, или наоборот, с противоположной стороны Невского – Дворцовый, и вперед.
На питерский промозглый ветер, сетовать не стоит – это часть истории, часть города и ключ к его пониманию, так надо. И, конечно, нужно отдаться фантазии и рисовать себе прошлое, главное только его знать. Вот, например, смотрите – дом Зингера – здание фантастическое, когда-то считалось образчиком дурного вкуса.
Изначально монополист швейных машинок на русском рынке компания «Зингер» хотела построить здесь небоскреб – на подобие своего нью-йоркского офиса, однако в то же время вышел императорский декрет, обязывающий все гражданские сооружения быть как минимум на 2 метра ниже Зимнего дворца. В результате и появилось это здание в стиле модерн с изящным куполом и с двумя девушками, поддерживающими глобус. До революции прямо в витринах магазина сидели две щвеи и показывали всем прохожим преимущества машинок. А в гостином дворе, скажем, с покупателями не церемонились – купцы, бывало, хватали за одежду и затаскивали в лавки насильно – вот прям на том месте, где сейчас так называемые «красные бабушки» с патриотической литературкой мёрзнут , стояли раньше суконные ряды, зеркальные – даже было место, где продавали исключительно ворованное. На углу Невского и Малой Морской стоит дом банкира Вавельберга – палаццио из темно-серого шведского камня. Когда придирчивый Вавельберг принимал это здание – единственное замечание, которое он сделал, было следующее: «У вас на дверях табличка: Толкать от себя. Это не мой принцип. Переделайте: Тянуть к себе». И именно отсюда, помимо всего прочего начинается тот невский, который по всех подробностях описал нам Гоголь – на это место стоит вернуть в час пик чтобы стоять и смотреть сквозь толпу , видя в них по сути тот же контингент, те же сонные чиновники с портфелем под мышку, те же городские сумасшедшие, говорящие сами с собою, те же усы и тоненькие талии, прекрасные греческие носы и удивительные шляпки.
Двигаемся дальше – обратите внимание на дом Вольфа и Беранже, в каком-то смысле – проклятое место. Отсюда и Пушкин уезжал на свою последнюю дуэль, и Чайковский отравился, выпив стакан сырой воды и заразившись холерою. И так история государства российская складывается на Невском проспекте в некий удивительный паззл.
Оставить комментарий или два
Сегодня на сайте:

Комментариев: 0